Добро пожаловать на мой сайт

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

 

Пояснительная записка к тематическому планированию уроков русской литературы в 6 классе

 

Количество часов в неделю- 4, в год 128

Данная программа по  литературе составлена для 6  класса с учетом общеобразовательной программы основного образования, автор В.Я.Коровина, Просвещение, 2005 г.

 

Программе соответствует учебник «Литература, 6 класс , автор М.В. Черкезова, Дрофа, 2003 г.

 

     Курс литературы в 6 классе рассчитан на 136 часов ( 4 урока в неделю)

В 6 классе продолжается формирование умения осознанного чтения произведений разных жанров, умения выявлять авторскую оценку и выражение собственного отношения к  к изображаемому в произведении.

     Проблемный  анализ  содержания произведения имеет целью приобщение детей к нравственно – этическому  и философскому опыту человечества.

  В курсе литературы 6 класса  представлены два её рода : эпический и лирический.

Произведения эпического характера – небольшие по объёму рассказы и повести классиков русской и зарубежной  литературы 19 и 20 вв. Большинство из них – произведения о  сверстниках, их  духовной жизни, нравственном выборе  в непростой жизненной ситуации.

 Лирика представлена стихотворениями А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и тематическими блоками «Родная природа в стихотворениях  русских поэтов 19  и  20  веков»  и  стихами русских поэтов о Великой Отечественной   войне.

 

 

В результате обучения  в 6 классе  учащиеся  должны знать:

- содержание изучаемых произведений;

-наизусть стихотворения и отрывки прозы из перечня для обязательного заучивания наизусть;

уметь

- воспринимать художественный  текст и давать оценку поступкам героев;

- выделять тему, проблематику произведения, давать характеристику героев;

-   выразительно читать произведения;

-   владеть разными видами пересказа;

-   письменно отвечать на вопросы   по тексту произведения и личным впечатлениям.

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по литературе в 6 классе

(136 часов)

 

 

п/п

Содержание урока

Кол-во часов

Тип урока

 

ТСО ИКТ

Промежуточный и итоговый контроль

1

Значение художественной литературы в жизни человека.

1

Введение

 

 

2

Мифы народов мира. Мифы Древней Греции.

1

 

 

 

3

  Двенадцать подвигов Геракла. "Скотный  двор царя Авгия." «Яблоки Гесперид»

1

 

 

 

 

4

Вн.чт.Мифы о героях. Отличие мифа от сказки.

1

Вн. чтение

 

 

5

Вн.чт.Легенды и мифы Древней Греции.

1

Вн. чтение

 

 

6

Вн.чт. Лирика Ф.И.Тютчева.

1

Вн. чтение

 

 

7     

Мифы древних славян. Народный миф о солнце.

1

 

 

 

8

Мифы Древней Индии. Сказание о создании ночи.

1

 

 

 

9

Скандинавские мифы. Сказание о путешествии Тора в Утгард.

1

 

 

 

10

Мифы североамериканских индейцев. «Песнь о Гайавате»

1

 

 

 

11

Библия. «Новый завет»: Рождество Иисуса Христа.

1

 

 

 

12

Притча о блудном сыне. Притча о добром саморянине.

1

 

 

 

13

Р.р. Библейские мотивы в мировом искусстве.

1

Развитие речи

 

 

14

Древнерусская литература. "Повесть временных лет". "Сказание о Кожемяке".

1

 

 

 

15

"Сказание о белгородском  киселе". Отражение подлинных исторических событий.

1

 

 

 

16

Р.р.Древняя Русь в живописи и архитектуре. Творчество древнерусских зодчих .

1

Развитие речи

 

 

Русская литература XIX века

 

 

17

А.С.Пушкин. "Узник". Вольнолюбивые устремления поэта.

1

 

 

 

18

"А.И.Пущину" – светлое чувство дружбы.

1

 

 

 

19

 А.С.Пушкин .Стихотворение "Зимнее утро". Мотивы единства красоты природы.

1

 

 

 

20

 Р.р. Любимый уголок природы – размышления учащихся.

1

Развитие речи

 

 

21

 «Метель». Особенности построения повести. Роль детальной композиции в повести

1

 

 

 

22

«Метель». Герои и события. Стихия ворвавшаяся в судьбы, отношение героев и церковному обряду.

1

 

 

 

23

Стихотворная речь. Двухсложные размеры стиха. А.С.Пушкин. «Бесы», «Туча». Природа в стихотворениях поэта.

1

 

 

 

24

Повесть "Станционный смотритель".  Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Гуманизм повести.

 

2

 

 

 

25

26

Вн.чт. А.С.Пушкин "Выстрел".

1

Вн. Чтение

 

 

27

 Вн.чт. А.С.Пушкин "Барышня-крестьянка".

1

Вн. Чтение

 

 

28

Р.р. О чём заставляются задуматься произведения А.С.Пушкина.

1

Развитие речи

 

Сочинение

29

М.Ю.Лермонтов. О поэте.  Стихотворение "Парус". Жажда борьбы и свободы – основной мотив стихотворения.

1

 

 

 

30

М.Ю.Лермонтов Стихотворение "Тучи". Чувство одиночества, тоска поэта-изгнанника.

1

 

 

 

31

Чтение и обсуждение стихотворений М.Ю.Лермонтова "Листок", "На севере диком…", "Утес", "Три пальмы" – тема красоты, гармонии человека с миром.

1

 

 

 

32

Вн.чт. М.Ю.Лермонтов «Воздушный корабль»

1

Внеклассное чтение

 

 

33

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Нравственно-эстетическое содержание повести.

1

 

 

 

34

 Народные обычаи в повести, фантастика и реальность.

1

 

 

 

 

35

Вн.чт. Н.В.Гоголь "Вечер накануне Ивана Купала", «Сорочинская ярмарка».

 

2

Вн. чтение

 

 

36

37

Р.р. Портретная характеристика любого из героев.

1

Развитие речи

 

 

38

Р.Р. Сочинение по повести "ночь перед Рождеством"

2

Развитие речи

 

Сочинение

39

40

Н.А.Некрасов «Железная дорога». Значение эпиграфа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Мысль о величии народа.

2

 

 

 

41

42

Н.А.Некрасов . «Школьник», «Дедушка» – тяга к познанию простого народа.

1

 

 

 

43

Н.С.Лесков «Левша» Гордость писателя за народ, за его трудолюбие.

1

 

 

 

44

 «Левша» – насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения.

1

 

 

 

45

Вн.чт. Н.С.Лесков «Человек на часах».

1

Вн. Чтение

 

 

46

 А.П.Чехов «Лошадиная фамилия». Добродушный смех над малодушием. Речь героев как источник смешного.

2

 

 

 

47

48

Вн.чт.А.П.Чехов «Человек в футляре», «Налим», «Жалобная книга».

1

Вн. Чтение

 

 

49

 А.П.Чехов «Толстый и тонкий. «Беззащитное существо». Комические ситуации. Сатира и юмор в рассказах.

2

 

 

 

50

51

Русская природа в стихотворениях русских поэтов: Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело», «Листья».

1

 

 

 

52

Метафора и её роль в произведениях. А.А.Фет «Ель рукавом тропинку мне завесила»

1

 

 

 

53

А.Н.Майков «Рассвет», «Осень», «Пейзаж».

1

 

 

 

54

А.К.Толстой «Где гнутая над омутом лоза»

1

 

 

 

55

И.С.Никитин «Встреча зимы».

1

 

 

 

56

Е.А.Баратынский «Весна, весна…», «Чудный град…»

1

 

 

 

57

Р.Р. Литературоведческий анализ стихотворения о природе.

1

Развитие речи

 

 

58

Андрей Платонов «В прекрасном и яростном мире». Тема детства. Герои и судьбы.

2

 

 

 

59

60

А.Платонов «Корова». Идея доброты, взаимопомощи.

1

 

 

 

61

М.М.Зощенко «Монтёр». Смех писателя.

1

 

 

 

62

М.М.Зощенко «Галоша», «Встреча». Автор и его герои

1

 

 

 

63

Р.р. Отзыв на рассказ М.Зощенко.

1

Развитие речи

 

 

64

М.М.Пришвин "Кладовая солнце". Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митроши. 

1

 

 

 

65

Значение истории Правил для понимания идеи повести. Правда Антипыча.

 

 

 

 

66

Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Сказка и быль «Кладовой солнца» Смысл названия произведения.

1

 

 

 

67

Вн.чт. М.М.Пришвин «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Лесная капель».

1

Вн. чтение

 

 

68

Р.р. Сочинение. Герои и природа.

1

Развитие речи

 

Сочинение

69

Ю.М.Нагибин. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Значение дружбы в жизни человека.

2

 

 

 

70

71

Р.р. Невыдуманный рассказ о друге.

1

Развитие речи

 

 

72

Вн.чт. К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей», «Кот-ворюга»

1

Внеклассное чтение

 

 

73

 Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. К.Симонов «Ты помнишь, Алёша».

1

 

 

 

74

С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной»

1

 

 

 

75

Д.С.Самойлов «Сороковые».

1

 

 

 

76

Р.р. Анализ стихотворения.

1

Развитие чтение

 

 

77

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». Быт и жизнь сибирской деревни.

1

 

 

 

78

Герой рассказа и Санька Леонтьев. Бабушка Катерина Петровна. Заблуждение героя рассказа.

1

 

 

 

79

Нравственные проблемы рассказа. Юмор в рассказе. Народная речь.

1

 

 

 

80

В.Г.Распутин «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени.

1

 

 

 

81

Стойкость героя, жажда знаний юного героя, чувство собственного достоинства.

1

 

 

 

82

Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика.

1

 

 

 

83

Р.р. Сочинение «Смысл названия повести».

1

Развитие речи

 

Сочинение

84

Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор в рассказе.

1

 

 

 

85

Вн.чт. В.К.Железняков «Чудак из шестого Б»

1

Вн. Чтение

 

 

86

Вн.чт. А.А.Лиханов «Последние холода».

1

Вн. Чтение

 

 

87

Природа в стихотворениях XX века. А.А.Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном».

1

 

 

 

88

С.А.Есенин «Пороша», «Задремали звёзды золотые…», «Мелколесье. Степь и дали».

1

 

 

 

89

А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1

 

 

 

90

Р.р. Сравнительная характеристика лирических героев в лирике поэтов XX века.

1

Разв. речи

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарубежная литература

 

 

91

Марк Твен «Приключение Гекльберри Фина». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

3

 

 

 

92

93

94

Джек Лондон «Любовь к жизни». Победа нравственного начала в человеке в минуты смертельной опасности.

2

 

 

 

95

96

Эрнест Сетол-Томпсон. «Спан» (история бультерьера). Героические чувства и действия Спана.

2

 

 

 

97

98

Рей Д. Брэдбери «Каникулы», «Зелёное утро». Фантастика как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра над злом, упорство, стойкость в достижении цели.

3

 

 

 

99

100

101

Список на лето.

1

 

 

 

102

Итоги года.

1

 

 

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".